Комиксы Херлуфа Бидструпа


О Бидструпе

В маленькой стране с традициями мелкобуржуазного провинциализма к таланту относятся подозрительно. А уж если критически настроенный соотечественник достиг мировой славы, посредственность воспринимает это как оскорбление.

Датский сатирик-сказочник Ханс Кристиан Андерсен на себе испытал немилость буржуазии. На родине ему не простили признания его за границей и ставили в вину мировую славу. "Наша международная мартышка", — писал литератор того времени о Х. К. Андерсене, которого чествовали в Европе. В сказке о гадком утенке писатель как бы рассказал о себе, находящемся в мелкобуржуазном утином пруду.

Подобно тому как в кайзеровской, а позднее в буржуазной Германии не сочли нужным воздвигнуть памятник Генриху Гейне, в современной Дании нет памятника Мартину Андерсену-Нексе. Даже и после смерти он опасен, а его международное признание не радует!

Когда несколько лет тому назад Херлуфу Бидструпу была присуждена Международная Ленинская премия "За укрепление мира между народами", датская печать сообщила об этом кратко и холодно. Честь, оказанная его родине, была низведена до курьеза. На торжестве вручения премии в Москве, где с речами о Бидструпе выступали выдающиеся советские художники, представитель Датского посольства не произнес ни слова. Официальная Дания молчала.

Замалчивание — одна из привилегий буржуазной свободы слова. Пассивное молчание — политическое оружие. Систематическим бойкотом пытались исключить Херлуфа Бидструпа из местной художественной жизни. Датская буржуазная демократия неустанно стремилась к тому, чтобы имя Бидструпа не получило признания у соотечественников. Но мировая слава идет наперекор свободе замалчивания. Она раздражает датскую печать, которая утверждает свое обеспеченное конституцией право держать граждан в неведении. Датчане гордятся славой остроумного народа, обладающего прирожденным чувством юмора. "Ведь мы такие остроумные", — шутил Х. К. Андерсен. Весьма серьезные диссертации написаны в нашей стране о датском юморе. Унылый Серен Киркегор подробно анализировал это понятие. Харальд Хёфдинг написал глубокомысленный труд о юморе как о тотальном чувстве, о его основных формах и исторических предпосылках. Датчане ни к чему не относятся так серьезно, как к своему юмору.

Но в маленьком буржуазном королевстве ценят лишь безобидный, бесцельный юмор. В нашем провинциальном обществе допустимы добродушные шутки над королевским домом, карикатуры на буржуазных политиков. Последние и сами не против подобных карикатур — это ведь удачная форма рекламы, общественное признание. Многие тщеславные политические деятели даже собирают такие карикатуры. Карикатурный портрет в одном из сатирических новогодних альбомов считается честью, которой многие добиваются. Но политические карикатуры Херлуфа Бидструпа не веселят его противников. Чувство юмора им изменяет и превращается в обиду на сатиру, которая ставит себе иную цель, чем развлечение публики. Можно шутить над королевской властью, над церковью, над бородами, носами, толстыми животами известных людей. Но коль речь заходит о праве частной собственности — веселью конец. Один из министров иностранных дел жаловался в парламенте на карикатуры Бидструпа. Королева Голландии Юлиана заявила официальный протест. Социал-демократические столпы общества приходят прямо-таки в исступление, когда их задевают за живое. Бидструпу не прощают того, что когда-то он работал в социал-демократической газете, но свое социалистическое мировоззрение оценил выше социал-демократических гонораров. Не прощают того, чего не понимают. В социал-демократической штаб-квартире рассуждают экономически, а главное — там отлично усвоили, что и убеждения имеют цену, поэтому и представить себе не могут, чтобы человека нельзя было купить. Из этой штаб-квартиры на Бидструпа изливают потоки брани за то, что он действует, ставя превыше всего свою совесть. В связи с этим центральный орган социал-демократии писал о "злобе" и "человеческом падении" художника. Хорошая карикатура более правдива, чем зеркало. Когда американскому политику и крупному мошеннику В. М. Твиду — руководителю так называемой твид-банды — в конце прошлого века пришлось бежать от полиции, его узнали в Европе по рисунку замечательного американского карикатуриста Томаса Нэста. В течение многих лет Нэст боролся с бандитами. Его тщетно пытались подкупить. Еженедельно он бесстрашно публиковал карикатуры на гангстеров, и в первую очередь на толстого советника Твида, физиономия которого постепенно стала известна в Америке всем и каждому. Заслуга Томаса Нэста, что Твид окончил свои дни в тюрьме Синг-Синг. Карикатура может иметь больше сходства с оригиналом, чем фотография. Она не столько портрет, сколько комплекс примет, характеристика. Карикатура не только отражает внешние черты человека, но и раскрывает его суть. Случись такое невероятное событие, что некий датский министр убежит, захватив с собой казну страны, или станет блуждать где-то, находясь в невменяемом состоянии, — при розысках вряд ли можно описать лучше его приметы, чем на рисунке Бидструпа.

Высокопоставленных лиц, умеющих носить маску симпатичных парней, мы хорошо знаем именно потому, что Херлуф Бидструп, сияв с них эту маску, показал нам, каковы они в действительности. Бидструп изображает профессионального социал-демократического политика, с бычьей шеей, с маленькими, настороженно прищуренными глазками, курносого, с жадно раздувающимися ноздрями, с тяжелой челюстью и толстыми губами, — и мы сразу видим его насквозь, узнаем биографию, этого деятеля. Держа стакан, он отставляет пухлый мизинец, и тотчас становится ясно, что он говорит надуманно "красивым" языком, что он карьерист, стремящийся подняться как можно выше. Это не только портрет, но и раскрытие характера. Бидструп обладает удивительной манерой изображения, выходящей за рамки обычного искусства художника. Он говорит рисунком то, что обычно можно сказать лишь словами. Всего несколько штрихов — и перед нами целое понятие. Он изображает не только людей, но и ситуации. Политическая карикатура Бидструпа делает иногда излишней передовую статью. Нередко его рисунок в коммунистической газете "Ланд ог фольк" опережает редакционный комментарий к событиям дня. Поэтому авторы не всегда хотят, чтобы Бидструп иллюстрировал их статьи, ибо рисунок так просто раскрывает суть написанного, что читать статью уже неинтересно. В Бидструпе удивительно сочетаются талант литератора и талант живописца. Он и журналист и художник; к тому же еще он психолог и философ. У него сложное становится простым. Многообразие Бидструп сводит к простому символу. В словах нет необходимости. Для него нет языковых преград. Поэтому бидструповские рисунки интернациональны.

Ежедневная политическая карикатура Херлуфа Бидструпа в "Ланд ог фольк" совершает большое и важное дело. Это сатирический комментарий к местным и международным событиям, живой критический разбор. Действенная политическая информация понятна любому. Открывая газету, прежде всего ищешь сатирический рисунок Бидструпа. Карикатуры Бидструпа вырезают и вывешивают на предприятиях, в столовых. Есть люди, которые собирают его рисунки и создают, таким образом, политический архив, дневник и справочник по истории Дании и мира. Если удалось исключить Бидструпа из датского буржуазного искусства, то не удалось изолировать его от трудящихся. Бидструпа и любят и ненавидят, как ни одного другого датского художника. Его карандаш - оружие в классовой борьбе. Враги считают творчество Бидструпа злобным. Но не злобой объясняются гнев и насмешки над несправедливостью. Именно любовь к людям движет художником в его борьбе с врагами человечества. Только пламенное сердце может гореть невом. Только ясная голова знает, против кого направлять этот гнев.

Кроме врожденного таланта Бидструп обладает и мастерством. Он поступил в школу живописи Академии художеств и рано достиг художественной зрелости; он скептически относился ко всему внешнему, случайному, к дешевому эффекту. Быстро меняющиеся моды в современной буржуазной живописи не отвлекали его внимание. Не беда, что он не стал живописцем. В Дании много живописцев, но Бидструп — один. Уже в период учения в Академии были опубликованы первые рисунки Бидструпа. Вспоминаются его карикатуры в журнале "Культуркампен", который стал выходить в Дании после захвата власти Гитлером в Германии. Эти рисунки были не только острой политической сатирой, они отличались такой технической зрелостью и таким мастерским исполнением, что можно было лишь поражаться молодости их автора. Особое умение Бидструпа создать рисунком обобщающий образ привело к возникновению всем понятных символов. В его творчестве расширился мир классических символов благодаря включению в него как общечеловеческих понятий, так и современности. У Бидструпа не только капитализм, милитаризм и фашизм, но и политическое лицемерие и оппортунизм имеют свой облик. Одна из консервативных газет изображается отвратительной старухой с ядовитыми клыками, а крупная либеральная развлекательная газета — в виде пожилой проститутки самого дешевого пошиба. Небольшая бульварная газетка, рассчитанная на средних интеллигентов, предстает мартышкой в костюме ученика английской школы-интерната, а центральный орган социал-демократов — зажиревшей дворняжкой, лающей на плохо одетых и виляющей хвостом перед господами. Хотя в редакциях буржуазных газет эти образы не вызвали любви к их творцу, они живут, и люди их узнают сразу. Во многих странах знают серии рисунков-рассказов Херлуфа Бидструпа. Они без слов повествуют о разных событиях с глубоким психологическим проникновением и большим юмором. Это рассказы о человеческих слабостях, это события повседневной жизни и вымышленные сцены. Серии бывают и добродушными и иронически-ядовитыми. Они освещают общечеловеческие, вечные темы, а также актуальные политические события в Дании и в мире вообще. Они одновременно и типично датские и интернациональные. Искусство Бидструпа близко журналистике. Журналистика актуальна, она откликается на события дня. Однако если перепечатка старых газетных статей, как правило, представляет лишь исторический интерес, то огромное творчество Бидструпа не теряет актуальности, ибо оно отражает вечно живые истины, общечеловеческие ценности. Бидструп уже стал классиком. Его жизнь и борьба — это жизнь и борьба пролетариата. Художник сейчас в расцвете творческих сил. С его блокнота ежедневно в мир улетают рисунки, помогая изменять этот мир.

Ханс Шерфиг 1967 г.

Купить: Херлуф Бидструп, Рисунки в 4 томах (комплект)
Rambler's Top100

Rambler's Top100

 Начало   Галерея   О художнике   О сайте 

© bidstrup.ru 1999 - 2016